План урока согласные твердые и мягкие. Конспект урока в первом классе «Твердые и мягкие согласные

Согласные твёрдые и мягкие. 5 класс

Тип урока : открытие нового знания

Цель урока : дать понятие о правилах произношения согласных звуков; проанализировать схему классификации согласных звуков;

Задачи урока:

Образовательная : формировать умение различать на слух и правильно произносить твердые и мягкие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений.

Развивающая: развивать речевой слух учащихся; отработка орфографических навыков.

Воспитательная : воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников, воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

УУД: личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные : учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать твердые и мягкие согласные, парные твердые и мягкие, твердые и мягкие, не имеющие пары, сигналы мягкости, графическое обозначение мягкости в транскрипции;

должны уметь различать на слух и правильно произносить твердые и мягкие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Добрый день, ребята! Посмотрите на улицу, какая там погода? Давайте нарисуем на доске свои улыбки. (Рисуют на доске смайлики)

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- Игра «Веришь ли ты?» Эта игра поможет нам выяснить, что вы знаете, а чего не знаете. Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы будете отвечать только «да» или «нет». И толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.

Прием «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы»

Все звуки делятся на гласные и согласные звуки

В каждом согласном звуке есть шум

При произношении согласных воздух на своем пути не встречает никаких препятствий (нет)

Фонетика изучает части речи (нет)

- Что же изучает фонетика?

Звуки речи – это звуки, которые мы произносим

А еще какие звуки бывают?

Согласные бывают твердые и мягкие. Слайд 1

II. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления

1.Организация наблюдения.

С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю отгадать

- Отгадайте загадку

На берегу морском

Все время я валяюсь.

А выбрось мягкий знак, -

Вверх птицей устремляюсь. (Галька - галка ) Слайд 2

Произнесите пару слов вслух. Сравните, какими звуками они различаются на письме и в произношении. Слайд 3

Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить?

О твердых и мягких согласных.

Чему мы должны научиться на уроке?

Распознавать твердые и мягкие согласные

Правильно произносить и писать твердые и мягкие согласные.

- Когда согласные бывают мягкими

Уч-ся пишут число и тему урока Слайд 4

Выполнение упражнения 277 (письм.) Работа на доске и на местах.

Какие пары согласных вы нашли в упражнении? (Ответы учащихся)

Давайте проговорим скороговорки, которые выучили дома.

- Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Щетка у чушки, чешуя у щучки (Слайд5)

Найдите шипящие (ш, щ,ч) (Слайд 6)

Таблица (Слайд 7)

Изучите таблицу и скажите, к какой группе согласных относятся эти шипящие?

2. Обращение к теоретическому материалу § 54.

Какое открытие мы сделали, знакомясь с материалом § 54? (Ответы учащихся)

III. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1.- Напишите пословицы, подчеркните мягкие согласные. Попробуйте сказать, какие буквы сигнализируют о мягкости согласных?

Труд кормит, а лень портит.

Труд всё побеждает .

Работа в парах

Сигналы мягкости: ь, е, ё, я, ю, и (Слайд 8)

2. Когда и о каких людях говорят: « Белые ручки чужие труды любят ». Напишите свое мнение. Слайд 9

Физкультминутка

Установите, одинаково ли звучит фраза при чтении слева направо и наоборот:

Около Миши молоко. Слайд 10

Ответы уч-ся.

Почему звучит неодинаково?

Расскажите, опираясь на таблицу, о твёрдых и мягких согласных звуках в русском языке. Приведите примеры. (!!!)

Упр.278. Спишите слова, произнесите их вслух. Подчеркните буквы, обозначающие мягкий согласный звук, одной чертой, а твёрдый – двумя. (!!!)

IV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Исключите третье «лишнее»: (Слайд 11)

1. Мыло, Мила , мама.

2. Бал, белка , батон.

3. Дети , дата, дорога.

Исследование какой темы вели на уроке?

Какие понятия разобрали?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Дома §54, упр.280 (подобрать однокоренные глаголы с мягким согласным в конце корня)

Исключают лишнее.

Дают ответы на вопросы

Не забыть о девизе урока и толковом словаре

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

(Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К))

(Самоопределение, смыслообразование (Л), Целеполагание (П), Планирование учебного сотрудничества (К))

Дети в группе по 2 человека работают с упражнениями

Произносят, сравнивают.

Формулируют правило.

Оценивают свою работу и работу класса.

Отвечают.

Проговаривают правило. (Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) )

Отвечают.

Работают устно, анализируют таблицу.

Краткий ответ

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Проверяют и оценивают

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Оценивают свою работу

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

(Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р))


Цель: учить детей различать согласные звуки по признаку твердости – мягкости.

Задачи:

    коррекционно-развивающие:

    • закрепить у детей понятие «твердые – мягкие согласные»;

      повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме;

      развивать логическое мышление, графомоторные навыки и пространственную ориентировку;

      закреплять умение составлять схему предложения;

    коррекционно-воспитательные :

    • воспитывать у детей трудолюбие и самостоятельность при выполнении заданий

Оборудование:

Набор бумажных полосок для составления схемы предложения, простой, синий и зеленый карандаши, тетрадь, фломастер на каждого ребенка. Доска.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, вы поочередно – называть слова с противоположным значением и садиться на свои места.

Холодная – (горячая), тупой – (острый), мокрая – (сухая), высокий – (низкий), низко – (высоко), темно – (светло), редко – (часто), медленно – (быстро), враг – (друг), день – (ночь), сел – (встал), нашел – (потерял).

    Повторение.

Логопед. Что такое звук? На какие две группы мы можем разделить все звуки? На какие группы мы можем разделить согласные звуки? (ответы детей). Сегодня мы поговорим о твердых и мягких согласных звуках. Назовите твердые согласные звуки. Каким цветом мы обозначаем эти звуки на схеме? Назовите мягкие согласнве звуки. Каким цветом мы их обозначаем? Вспомните звуки, у которых нет твердой пары. Вспомните звуки, у которых нет мягкой пары. Какие буквы на письме показывают мягкость согласного? (Ответы детей.)

    Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Дидактическая игра «Наоборот».

Логопед. Замените мягкий согласный звук в слогах и первый согласный звук в словах на твердый согласный звук.

Ле – (лэ), ме – (мэ), рю – (ру), зи – (зы), пя – (па), люк – (лук), ряд – (рад), рев – (ров), бить – (быть), нес- (нос).

Замените твердый согласный звук в слогах и последний твердый согласный звук в ловах на мягкий согласный звук.

Бэ- (бе), вы – (ви), го – (ге), су- (сю), фа – (фя), стал – (сталь), угол – (уголь), хор – (хорь), дал – (даль), пар – (парь), жар – (жарь), удар – (ударь).

Разминка.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит логопед.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И кружимся с тобой.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

    Закрепление.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Логопед. Я назову цепочки слов, а вы определите лишнее слово в каждой цепочке.

Жираф, морж, тюлень, белый медведь. (Жираф).

Фламинго, тигр, попугай, пеликан. (Тигр.)

Тигр, лев, слон, пантера. (Слон.)

Лев, волк, кабан, лось . (Лев.)

Зебра, носорог, бегемот, филин. (Филин.)

Зебра, лось, антилопа, волк. (Волк.)

Вспомните, какие слова были лишними. (Ответы детей). Откройте тетради, возьмите простые карандаши.

Я буду произносить слово, а вы должны посчитать, сколько в нем звуков, и нарисовать столько же квадратов. Теперьопределите, какой звук первый и последний в слове: твердый согласный или мягкий согласный.

Закрасьте нужным цветом первый и последний квадраты.

Дети выполняют задание. Затем проводится проверка. Вызванный ребенок работает у доски.

Массаж (выполняется сидя).

    Крепко зажмурить глаза (3-5 сек), открыть глаза (3-5 сек). Повторить 7-8 раз.

    Закрыть глаза и легко массировать веки круговыми движениями пальцев (1-2 мин.)

    Тремя пальцами каждой рукилегко нажать на верхние веки, через 1-2 сек. Убрать пальцы. Повторить 5 раз.

    Повторение.

Дидактическая игра «Путаница»

Логопед. Слова в предложении перепутались. Давайте поможем им найти свое место и составим предложение.

Шея, длинный, у, жирафа.

Животное, хищный, тигр.

В, кенгуру, Австралия, обитать.

Травоядный, животное, и, слон, зебра.

Дети составляют предложения.

Логопед.

Разберем предложение «У жирафа длинная шея». Сколько слов в этом предложении? Назовите первое, второе, третье и четвертое слова. Как пишется первое слово в предложении? Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? Что стоит в конце этого предложения? (Ответы детей). Составим схему предложения.

Вызванный ребенок выкладывает с помощью бумажных полосок схему на доске.

    Графический диктант.

Логопед диктует направление движения фломастера. Дети выполняют диктант в тетради.

Логопед. 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.

Покажите мне свои рисунки. Что у вас получилось? (Верблюд.)

    Итог занятия.

Логопед оценивает деятельность детей.

Разделы: Логопедия

Класс: 2

Цель: закрепить навык обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

  • учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;
  • закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • формировать потребность детей в обращении к словарю;
  • уточнять ориентировки в пространстве и времени;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: карточки со словами “вьюга” , “метель” , “зима” , “пурга” ; “снежный ком” – скомканный лист белой бумаги; детский рисунок с “неправильными” снежинками; карточки со снежинками, на которых написаны названия месяцев и слова пословицы; альбомы; карандаши; таблица в виде домика для гласных букв; барабан для игры “Поле чудес”; конверты с заданиями; компьютер; диск с компьютерными играми “Помоги Гномику”, “Пчёлка собирает мёд”; Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова; массажные коврики синего и зелёного цвета.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Посмотрите вверх, вниз, налево, направо. У нас сегодня много гостей. Поприветствуйте их. Улыбнитесь друг другу. Мы будем хорошо работать. У нас всё получится.

2. Словарная работа.

а) На столах лежат карточки с “половинками” слов (Приложение 1 ).

– Прочитайте слова про себя.

– Вслух первым слова прочитает тот, у кого карточки лежат на столе слева.

– Какое слово лишнее? Почему? (Зима)

– Уточните значение слов в словаре. В каком порядке расположены слова в словаре? (По алфавиту) Какое слово будет в словаре первым? Вторым? Третьим? Четвёртым?

Дети работают со словарём, используя закладки.

Вьюга – снежная буря

Зима – самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне.

Метель – сильный ветер со снегом.

Пурга – сильная вьюга, снежная буря.

б) Игра “Снежный ком”

– К слову “зима” подбираем слова – признаки. Передаем “ком” друг другу и повторяем все слова, которые сказали предыдущие игроки. (Зима (какая?) холодная, суровая, снежная, морозная, тёплая, вьюжная, красивая, долгая…)

в) Упражнение в образовании слов.

Сам летит – самолёт,
сам катит – самокат,
везде ходит – вездеход,
листья падают – листопад,
вода падает – водопад,
звёзды падают – звездопад,
снег падает – снегопад.

г) Игра “Снегопад”.

На столах появляются “снежинки”. (Приложение 2 )

– Расположите снежинки так, чтобы названия месяцев шли по порядку. Тогда вы сможете прочитать пословицу.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Это девиз нашего занятия. Продолжаем трудиться.

3. Пальчиковая гимнастика.

а) Растираем ладони.

б) Игра “Ладушки”. (Дети играют парами)

4. Работа в альбомах.

– Рисовать будем снежинки. Сколько лучей у настоящей снежинки? Рассмотрите рисунок. На детском рисунке правильные снежинки? (Нет. У настоящей снежинки всегда 6 лучей.)

Альбомы закрепляются на партах. Ученики по сигналу учителя одновременно обеими руками 5 раз рисуют снежинки.

5. Введение в тему.

а) Дети записывают число, день недели.

– Подчеркните только гласные буквы.

– Закройте глаза. Послушайте и определите, какой мягкий согласный звук в слове “вторник”?

– Посмотрите на слово, объясните, почему буква н обозначает мягкий звук? (После буквы н написана гласная и )

б) На доске парами написаны слова:

Лук – люк,
поток – потёк,
начинать – начинять.

– Прочитайте слова парами. Значение каких слов вы не знаете?

– Спишите. Подчеркните буквы, которыми различаются слова.

Дети называют гласные парами. Учитель вписывает буквы в таблицу.

и – ы, я – а, ё – о, ю – у

– Какой пары гласных не хватает?

– Вы, наверное, догадались, чему мы будем сегодня учиться на занятии? (Учиться обозначать твердые и мягкие согласные звуки буквами.)

– Что мы должны уметь, чтобы не допускать ошибок. (Уметь различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Хорошо помнить пары гласных букв. Знать, когда для обозначения мягкости согласного нужен специальный знак.)

6. Физкультминутка.

Дети встают на массажные коврики. Если в середине слога слышат мягкий согласный звук, прыгают на зеленый коврик, если твердый – на синий.

Гла, гля, ска, скя, кла, кля, вла, вля, бра, бря, стя, ста.

– Было ли среди слогов слово? (Бра.)

7. Игра “Поле чудес”.

На барабане 6 секторов. Дети по очереди крутят барабан, открывают конверт и выбирают любое задание. (В каждом конверте по 2–3 задания)

Задания по секторам:

Гласные а – я .

а) Прочитай словосочетания. Спиши, вставь буквы а или я.

кра…ная лент…

м…тое пл…тье

гор…чий п…р

б) Прочитай слова, составь из них предложение. Запиши предложение, вставляя буквы а и я .

Ирин…, Т...н..., пр...тки, и, игр...ли, в

в) Игра “Пчёлка собирает мед” (Приложение 4 ).

На экране 2 улья, на которых написаны слова с пропущенными гласными буквами а и я . Появляется пчела. На ведёрке с мёдом написана буква а (я).

– Прочитай слова. Определи, в какое слово вставить гласную. Щёлкни мышкой по слову.

Дети по очереди выполняют задание.

Гласные у – ю .

а) Загадка:

Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается. (Утюг)

б) Игра “Хоккей”.

– Поставьте на парты руки, согнутые в локтях. Это “хоккейные ворота”. “Шайбой” будут слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. Их надо “ловить”, “закрывать ворота”.

Лужа, лютик, руки, рюкзак, тюль, туфли.

в) Прочитай предложение на карточке. Вставь буквы у и ю.

Праздник в порту: очень скоро с…да

Из дальнего рейса вернутся с…да.

Гласные о –ё .

а) Разминка.

Мягкие и твёрдые согласные звуки различаются в слогах и словах при помощи жестов. Твёрдые согласные обозначаются ударом кулака о кулак, мягкие согласные – скользящими движениями ладони о ладонь. (В словах определяется первый звук.)

То, тё, ло, лё, ко, кё, вё, во, нё, но, зо, зё, го, гё.

Мёд, мокрый, тёплый, лёгкий, лошадь, тополь, тёрка, дождь, доктор, вёсла, волосы.

б) Прочитай слова. Замени гласную о на ё . Запиши слова парами:

нос – нёс вол – …

воз – … мол – …

в) Игра “Помоги Гномику”.

На экране река. На одном берегу стоит Гном. Его дом находится на другом берегу. Чтобы построить мост, надо восстановить слова, подобрав слог с гласной о или ё .

– Прочитай начало слова и слоги. Определи, какой слог добавить. Щёлкни мышкой по слогу.

Гласные ы – и.

а) Прочитай слова. Вставь буквы ы и и . Запиши 3 слова в тетрадь.

Сл_в_, р_б_, в_лк_, пт_ц_, к_т_, в_шн_, пл_т_, н_тк_, л_п_.

б) Исправь ошибки:

Сёстри Нына и Марына былы малы. Они любыли играть в кукли.

Буква ь .

а) Прочитай слоги. Соедини слоги первого и второго столбика так, чтобы получились слова.

школь чик

крыль ный

б) Прочитай слова первого столбика. Запиши слова, изменив их по образцу.

гуси – гусь журавли – …

голуби – … лебеди – …

снегири – … караси – …

– Какая пара слов лишняя? Почему? (Караси – карась)

8. Итог урока:

– Чему учились на уроке?

Т – трудно Т И С

И – интересно

С – старание

Литература

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – Л.Н. Ефименкова. – М.: “Просвещение”. – 1991. – 224 с.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Р.И. Лалаева. – Мю: “Гуманитарной издательский центр Владос”. – 1998. – 224 с.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – И.Н.Садовникова. – Москва: “Гуманитарной издательский центр Владос”. – 1997. – 256 с.

Открытый урок

Русская грамота 1 класс.

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки».
Цель: развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе; развивать логическое мышление; научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике в устной и письменной речи
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности; совершенствование знаний и способов деятельности; комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; урок по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности. Методы обучения : информационно сообщающий; объяснительный: инструктивный; стимулирующий, побуждающий, практический, наглядный, словесный, репродуктивный, поисковый Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь. Ход урока.
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Включение в деловой ритм. Психологический настрой: разминка «Солнышко».(Дети встают в круг, взявшись за руки). - Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту.
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. - Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том. - Произнесите каждое имя. Что заметили? - Какими звуками различаются? - Одинаковые или разные звуки в этих именах? - Назовите первые в имени Том. - А первый звук в имени Тим. (Первые звуки разные: -т и –ть). - Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга. - Давайте вместе скажем т. - Какой он? (Твёрдый). - Скажем звук Т. Какой он? (Мягкий). 3. Формирование новых понятий и способов действия
- Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твёрдые). - Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие). - Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету костюма). - Так над какой темой урока мы будем работать? (Твёрдые и мягкие согласные). - Чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).
4. Обобщение и систематизация знаний.
1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?» - Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга. - А мы с вами можем помочь нашим братьям? - Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом? 2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы. на – ня во – вё ру – рю тэ – те мы – ми - Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные? (Твёрдые). - Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (Мягкие). - Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного? (А, о, у, э, ы). - Какие согласные обозначают мягкость согласного? (Я, ё, ю, е, и) Составляется таблица гласных детьми на доске. 3). Работа с правилом в учебнике. - Сделайте вывод , какая работа у гласных 1 ряда, 2 ряда? 5. Физкультминутка. Игра «Делай как я!» Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка в присядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И читать, друзья, начните. 6. Применение. Формирование умений и навыков 1). Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение». Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово - Тома, другое – Тима. рад – ряд мал – мял лук – люк был – бил ров – рёв - Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? Дети сравнивают написание и значение слов. Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.
2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах. - Вставьте по смыслу эти же слова в предложения. У каждой группы свои предложения.
    Ученик рад хорошей оценке. Алёша попал в первый ряд. Гриша залез на ель. Слава ел пельмени. Вова мял кусок глины. Дима мал . Мальчик был грубияном. Бил маленьких ребят. Буратино нёс золотой ключик. Он любил всюду совать свой нос . Зелёный лук очень полезен. Мяч упал в люк. От мороза красный нос. Я дрова для печки нёс. Выкопали глубокий ров. Дети подняли рёв.
7. Гимнастика для глаз.
1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз. 2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
3) Словарная работа. Звуко-буквенный анализ слов-отгадок. - Отгадайте загадки.
    Ловко прячется в норе,
Любит шарить во дворе!
Схватит куру - и в леса!
И зовут её - … (Лиса).
2. И в море не купаются, И нет на них щетинки, И все же называются Они – морские… (Свинки)
- Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких. Лиса – 2 слога, 4 буквы, 4 звука, 2 гласных, 2согласных: с – твёрдый, л – мягкий.
Свинки – 2 слога, 6 букв, 6звуков, 2 гласных, 4 согласных: С,н – твёрдые, в,к– мягкий.
- Составьте предложение со словом лиса.
8. Итог урока. Рефлексия. - Над какой темой мы сегодня работали? - С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных? -Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные». - Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное? Покажите своего смайлика.