Изучение фригийского лада. Диатонические лады

Для начала стоит разобраться, что такое лад? Это система взаимоотношений звуков. Из всех 12 нот октавы для сочинения музыкального произведения выбираются определенные звуки, например, 7 нот. Они расположены в октаве неравномерно и, относительно друг друга, имеют неравноправные условия. И в этой ситуации возникают взаимоотношения, такие как, устойчивость, тяготение. Можно прийти к выводу, что эти явления внутри заданного набора звуков можно называть ладом.

Семь ладов народной музыки

Сегодня мы подробно будем рассматривать такие лады народной музыки:

  1. Ионийский
  2. Дорийский
  3. Фригийский
  4. Лидийский
  5. Миксолидийский
  6. Эолийский
  7. Локрийский

Сразу стоит обратить внимание на известные всему миру лады:

  • Мажор. Также называется «ионийский лад».
  • Минор. Имеет называние «эолийский лад».

Наверняка, вам еще в детстве говорили, что мажор – это веселый, оптимистичный лад, а минор – более грустный, нагнетающий. Помимо этих ладов, существует еще 5, которые также относятся или к мажору, или к минору.

Ионийский лад

Как было сказано выше, ионийский – это натуральный мажорный лад, который наиболее удобен и востребован в музыке. Этот лад можно строить от любой ноты и тем самым получить одноименную мажорную . То есть, если вы строите ионийский лад от «до», то вы автоматически получаете «до-мажор». Теперь определим формулу построения ионийского лада. От любой ноты строим такие : тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Это универсальная формула, используя которую от любой ноты, вы получите ионийский лад.

Эолийский лад

Это минорный лад, который также имеет четкую модель построения. С ее помощью вы сможете получить от любой ноты минорную гамму. Если вы начнете строить эолийский лад от ноты «ля», вы получите «ля-минор». Формула такая: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Дорийский лад

Данный лад был известен еще в античности и средневековье. Наверняка вы слышали название греческих племен – дорийцев. Вот именно от этого названия и произошел данный лад. Его также можно отнести к минорному, однако он будет иметь отличие от эолийского лада. Запомнить его можно по повышенной шестой ступени. То есть вы строите эолийский лад, который мы прошли выше, и просто в нем понижаете шестую ступень. Однако строение дорийского лада можно совершить по такой формуле: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Для примера, попробуем построить дорийский лад от ноты «ми». Получается «ми-фа диез-соль-ля-си-до диез-ре-ми».

Дорийский лад принято называть подвижным и ловким. В наши дни становится популярным смесь дорийского лада и . Даже существует такое название, как «дорийский-блюзовый лад». В нем можно услышать элементы блюзовой пентатоники и уже известный нам дорийский минор. Также стоит отметить, что дорийский лад часто используют в этнических, народных произведениях. Особенно характерно он звучит в музыке кельтских народов. Пример дорийского лада можно услышать у Symphony X в песне The Edge Of Forever уже на первой минуте в перекличке гитары и клавиш.

Symphony X — The Edge of Forever

Фригийский лад

Его отличием от эолийского является пониженная вторая ступень лада. Запоминаем формулу: полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Для примера вы можете построить обычную гамму ля-минор и взять в ней си-бемоль. Именно в таком варианте вы получите звучание фригийского лада. Данный лад характеризуют, как стремительный, возбужденный с изобилием скачков. Также можно встретить такие характеристики, как строгий, гневный, побуждающий к борьбе. Поэтому если вы хотите написать произведение в таком характере, то определенно стоит выбирать фригийский лад. Пример этого лада можно услышать у группы Metallica в Welcome Home.

Metallica — Welcome Home

Локрийский или гипофригийский лад

Это четвертый и последний минорный лад. Отличие локрийского от натурального минорного лада – это понижение второй и пятой ступеней. Его, как и прошлые лады, можно построить от любой ноты по такой формуле: полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-тон. Этот локрийский лад можно назвать скромным или спокойным. Некоторые дают ему характеристику льстивого или болтливого лада. Пример локрийского лада мы можем слышать в басовой партии из «Army of Me» Bjork.

Bjork — Army Of Me

Лидийский лад

Когда мы прошли все минорные лады, можно переходить к мажорным. Первым мы изучим лидийский лад. Он подобен ионийскому, но отличительной чертой является повышенная четвертая ступень. Постройте самый простой C-dur или другими словами До-мажор, только вместо обычного фа, возьмите фа-диез. Вот вы и услышали звучание лидийского лада. А формула его такова: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. По своим оттенкам лад очень неоднозначный. Он может быть скромным, спокойным и в один миг стать веселым и радостным. Его звучание очень светлое, однако, ярко модальное, так как наш слух сразу реагирует на повышенную четвертую ступень. Лидийский лад активно используется различными современными ансамблями. Сейчас можно услышать этот лад даже в рок музыке.

В импровизации очень удобно использовать именно этот лад. Можно даже обратить внимание на работу Джорджа Рассела «Лидийская Хроматическая Концепция». Здесь автор описывает всевозможные способы импровизации, используя лидийский лад. Также его часто применяют в композиции, когда нужно создать ряд (эпизоды, которые повторяются несколько раз от разных звуков). Самая известная мелодия в лидийском ладу – это заставка к мультфильму «Симпсоны». Steve Vai — The Riddle – также яркий пример лидийского лада.

Steve Vai — The Riddle

Миксолидийский лад

Чтобы получить миксолидийский лад, строим ионийский и понижаем в нем седьмую ступень. Если мы играем До-мажор, то вместо «си», мы должны сыграть «си-бемоль». Строение его также можно запомнить: тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон. Характер этого лада сравнивают с характером юноши. Его считают болтливым из-за быстрых поворотов. Но при этом его звучание очень приятное, радостное. Лад встречается в песнях Tomorrow Never Knows и Norwegian Wood группы The Beatles.

(первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус » или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина , основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией , сколько импровизацией . В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой », подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта , в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке


Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад - внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад - внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад - внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад - внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах - от ноты «ми».
  • Лидийский лад - внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский - внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах - от ноты «соль».
  • Локрийский - особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах - от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах
Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима
Лидийский Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Ионийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Миксолидийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Дорийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Эолийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Фригийский Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Локрийский Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное - любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до - ре - ми-бемоль - фа - фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных мажора и минора с их разновидностями, существуют, так называемые, народные лады. По другому их называют: церковные лады, старинные лады, лады народной музыки. Они были изучены еще в средние века.

Название этих ладов взяты из теории древних греков. Объединяет эти лады чередование больших и малых секунд. Во всех ладах, о которых пойдет речь ниже, пять больших секунд и две малые секунды. Если от каждой ступени До мажора сыграть звукоряды (на фортепиано это будут все белые клавиши), то получится полный «набор» ладов народной музыки.

Лады народной музыки можно разделить на две большие группы по ладовому наклонению.
Первая группа: лады мажорного наклонения, имеющие высокую III ступень. К ним принадлежат:
— ионийский (от «До» — совпадает с натуральным мажором);
— лидийский (от «Фа» — в отличие от натурального Фа мажора, высокая IV ступень);
— миксолидийский (от «Соль» — в отличие от Соль мажора, низкая VII ступень).
Вторая группа: лады минорного наклонения, имеющие III низкую ступень. К ним относятся:
— эолийский (от «Ля» — совпадает с натуральным минором);
— дорийский (от «Ре» — в отличие от ре минора, высокая VI ступень);
— фригийский (от «Ми» — в отличие от ми минора, низкая II ступень);
— локрийский (от «Си» — в отличие от си минора, низкие II и V ступени).

Лады народной музыки — это диатонические (натуральные) лады. Их ступени натуральные, не хроматические (измененные). Поэтому принято говорить, например, IV высокая ступень, а не повышенная. Для понимания этих ладов мы сравниваем их с известными — натуральным мажором и натуральным минором, но это не производные лады, а самостоятельные.

Для осознания этих ладов сделаем несколько построений:
Лидийский лад: Дорийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа# соль от «Ми» — ми фа# соль ля си до# ре ми
от «Фа» — фа соль ля си до ре ми фа от «Ре» — ре ми фа соль ля си до ре
Миксолидийский лад: Фригийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа соль от «Ми» — ми фа соль ля си до ре ми
от «Фа» — фа соль ля сиЬ до ре миЬ фа от «Ре» — ре миЬ фа соль ля сиЬ до ре

Для запоминания этих ладов пользуйтесь подсказками:
В ладах народной музыки изменяются неустойчивые ступени- II IV VI VII.
В ладах мажорного наклонения изменяются ступени IV и VII. Это звуки, которые образуют тритон.
В ладах минорного наклонения изменяются ступени II и VI. Это звуки, которые образуют тритон.

Еще одна подсказка:
Заполните две параллельные тональности без фа# — Соль мажор и ми минор. Эта пара — миксолидийский и фригийский лады.
Запомните две параллельные тональности без сиЬ — Фа мажор и ре минор. Эта пара — лидийский и дорийский лады.

В этом уроке ты узнаешь, что такое лады, как они выглядят применительно к гитаре, и как ты можешь их использовать в своих соло и импровизации. Речь пойдет о самых популярных ладах, известных как натуральные.

Лады можно выведести из мажорной гаммы.

В ладах нет ничего нового. Лады в том виде, в котором мы используем их сегодня, появились в 1675 году.

Вероятно, ты уже играл лады ранее, может быть не понимая, что ты играешь именно их. Ты можешь сыграть мажорную гамму? Если да, то ты уже знаешь первый лад (из 7-ми), который известен как ионийский.

Как работают лады?

Ионийский лад в тональности C (он же C мажорная гамма) является первым натуральным ладом и не содержит каких-либо знаков альтерации (диезы и бемоли). Цифры от 1 до 7 составляют формулу лада - это теоретический способ ее обозначения:

C ионийский лад (= C мажорная гамма)

C D E F G A B

1 2 3 4 5 6 7

Сыграй C мажорную гамму со второй ступени (ноты). Ты получил второй лад – дорийский. Ступени 3 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

D дорийский лад

D E F G A B C

1 2 b 3 4 5 6 b 7

Теперь сыграй C мажорную гамму с третьей ступени, и ты получишь третий лад – фригийский. Степени 2, 3, 6 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

E фригийский лад

E F G A B C D

1 b 2 b 3 4 5 b 6 b 7

Мы можем продолжать это для каждой ступени мажорной гаммы, но я думаю, что ты уже понял принцип. Чуть ниже ты найдешь список со всеми натуральными ладами.

Каждый лад имеет свое собственное уникальное звучание. Звучание зависит от того, как интервалы расположены на протяжении лада. Несмотря на то, что ноты ладов абсолютно одинаковы, звучат они абсолютно по-разному, потому что тональный центр смещается. В C ионийском ладу тональностью является нота C , а, например, в D дорийском тональностью является уже нота D.

Каждый лад имеет родственный аккорд. Мы можем найти данный аккорд, опираясь на четыре ступени лада 1, 3, 5 и 7. Проделаем это с C ионийским ладом. Его ступени следующие C E G B. В результате получаем аккорд Cmaj7.

C E G B

1 3 5 7

Если построить аккорд для D дорийского лада, то получим аккорд Dmin7.

D F A C

1 b 3 5 b 7

I Ионийский 1 2 3 4 5 6 7 C D E F G A B Cmaj7

II Дорийский 1 2 b3 4 5 6 b7 D E F G A B C Dm7

III Фригийский 1 b2 b3 4 5 b6 b7 E F G A B C D Em7

IV Лидийский 1 2 3 #4 5 6 7 F G A B C D E Fmaj7

V Миксолидийский 1 2 3 4 5 6 b7 G A B C D E F G7

VI Эолийский 1 2 b3 4 5 b6 b7 A B C D E F G Am7

VII Локрийский 1 b2 b3 4 b5 b6 b7 B C D E F G A Bm7b5

Тебе стоит запомнить названия и формулы этих ладов. Вот мнемонический трюк, который поможет тебе быстрее запомнить названия:

I Don"t Play Like My Aunt Lucy (я не играю как моя тетя Люси ).

Диаграммы ладов

Теперь посмотрим, как лады играются на гитаре. Используй все свои чувства, чтобы выучить лады: слух (самое важное), зрение (для распознавания аппликатур ладов на грифе), ум (для запоминания формул ладов) и ощущения в своих пальцах.

Легенда:

Красным кругом обозначена тоника, она же первая ступень лада. Буква внутри круга обозначает название ноты.

Черным кругом обозначены прочие ноты лада.

Также здесь приведены примеры музыкальных фраз, которые позволят тебе услышать, как используются лады на гитаре.

1. C ионийский лад

Формула: 1 2 3 4 5 6 7

Родственный аккорд: Cmaj7

Слушай и играй:

В данной музыкальной фразе ты можешь использовать арпеджио аккордов Fmaj7 и Cmaj7, начиная с седьмой ступени и двигаясь далее через ступени 1, 3 и 5, как это происходит в первом такте. Эта распространенная техника арпеджио применяется к джазовым ладам, которые ты изучишь позже.

Слушай и играй:

2. D дорийский лад

Формула: 1 2 b3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: Dm7

Слушай и играй:

Ты можешь узнать в этом отрывке влияние Miles Davis и его соло из песни «So What». Большие интервальные скачки характеризуют этот музыкальный фрагмент и являются отличным способом внесения разнообразия в свою игру.

Слушай и играй:

3. E фригийский лад

Формула: 1 b2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Em7

Используется поверх минорных аккордов (имеет испанский характер и часто используется при игре фламенко)

Слушай и играй:

Здесь приведена аппликатура музыкальной фразы, которая строится на нисходящем движении по фригийскому ладу. Движение по ладу может стать отличным способом для создания музыкальной атмосферы, но тут важно не переусердствовать.

Слушай и играй:

4. F лидийский лад

Формула: 1 2 3 #4 5 6 7

Родственный аккорд: Fmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

Слушай и играй:

Здесь ты можешь видеть восходящие фразы по три ноты в каждой, которые использованы для построения длинного музыкального фрагмента. Иногда такой простой способ построения мелодии, примененный в нужном месте, может быть прекрасным вариантом для соло.

Слушай и играй:

5. G миксолидийский лад

Формула: 1 2 3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: G7

Используется поверх доминантных аккордов

Миксолидийский лад часто используется в джазе и блюзе.

Слушай и играй:

Данная фраза содержит в себе распространенные хроматические ноты, характерные для стиля Bebop. Они соединяют ноты гаммы и вносят разнообразие в простую музыкальную идею.

Слушай и играй:

6. A эолийский лад

Формула: 1 2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Am7

Используется поверх минорных аккордов

Слушай и играй:

Данный фрагмент сосредоточен на специфической ноте эолийского лада: b6. Оставаясь на этой ноте, ты подчеркнешь звучание лада в своей партии, которая будет заметно отличаться от партий, сыгранных другими минорными ладами.

Слушай и играй:

7. B локрийский лад

Формула: 1 b2 b3 4 b5 b6 b7

Родственный аккорд: Bm7b5

Используется поверх полууменьшенных аккордов

Слушай и играй:

Последняя фраза данного урока начинается с арпеджио аккорда Bm7b5 и использует немного хроматических нот для внесения разнообразия в звучание лада.

Слушай и играй:

(первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус » или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина , основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией , сколько импровизацией . В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой », подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта , в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке


Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад - внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад - внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад - внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад - внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах - от ноты «ми».
  • Лидийский лад - внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский - внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах - от ноты «соль».
  • Локрийский - особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах - от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах
Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима
Лидийский Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Ионийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Миксолидийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Дорийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Эолийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Фригийский Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Локрийский Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное - любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до - ре - ми-бемоль - фа - фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.