Руководитель: учитель начальных классов Шамсудинова Динара Раильевна.
ОГБОУ «Школа-интернат № 18» г. Рязань.
Научно-исследовательский проект «Простые опыты с бумагой»
Данный проект представляет собой знакомство с различными свойствами бумаги, посредством проведения ряда опытов.
Научно-исследовательский проект
«Простые опыты с бумагой»
Актуальность проблемы: проведя опыты с бумагой, изучая её особенности и свойства можно узнать много нового и интересного.
Цель исследования: узнать различные свойства бумаги.
Задачи: выяснить, как изготавливают бумагу. Познакомиться с различными свойствами бумаги.
Гипотеза исследования: считаю, что зная особенности бумаги и её свойства, можно узнать, чем она интересна.
Методы исследования:
Расспрашивание учителя
Чтение познавательной литературы
Проведение опытов, исследования
На бумаге пишут, печатают, в нее заворачивают и упаковывают. Мне стало интересно, как изготавливают бумагу. И я попросила Динару Раильевну рассказать о том, как изготавливают, и как получают бумагу.
Впервые, прародитель бумаги, папирус, появился около 3500 года до нашей эры в Древнем Египте. Египтяне делали из узких полосок стебля папируса.Они смачивали эти полоски водой, складывали крест-накрест и спрессовывали в листы.Однако настоящую бумагу изобрели в Китае в 105 году.
В настоящее время бумагу производят из древесины быстрорастущих деревьев, таких как пихта, ель и сосна. Бумага состоит из миллионов тоненьких волокон. Эти волокна называются целлюлозой, которую делаютиз древесины.Берут бревно, очищают от коры, потом сильно измельчают в муку. Потом эту массу просеивают и промывают, очищая от грязи и отбеливают.Смешивают с водой, помещают в специальную машину, там выкладывается ровным слоем, проходит под круглым валиком, который прессует её в гладкий лист. Этот валик выдавливает всю лишнюю воду, потом это сушат, сматывают в рулоны, срезают края, чтобы бумага была ровная.Свойства бумаги.Бумага имеет определённые свойства, их нужно знать. Из опыта с листом бумаги ты можешь понять, какие свойства имеет бумага.Бумага легко рвётся, она не прочная.Бумага легко мнётся и сгибается.Влажная бумага становится непрочной.
А сейчас проведем несколько опытов.
Опыт №1. Первый опыт называется бумажная гармошка. Возьмем два стакана, поставим на стол. Положим на них полоску бумаги. Если сейчас положить на полоску коробок со спичками, то полоска прогнётся и коробок упадёт.
А теперь возьмём и сложим бумажку в гармошку. Положим эту гармошку на стаканы, а сверху положим коробок со спичками. Видите! Коробок не падает.
Сложенная в гармошку бумага становится прочнее и может выдержать большую нагрузку. Она становится как будто толще.То есть, изменяя форму бумаги, можно использовать ее по-разному.
Опыт №2. Проведем еще один опыт на прочность бумаги.Возьмём три полоски бумаги одинакового размера.С первой полоской не будем ничего делать.
Вторую надрежем немного. А третью смочим капелькой воды.А теперь попробуем разорвать все эти полоски по очереди.Целая полоска рвётся трудно. Надрезанная полоска порвалась полегче, а мокрую порвать оказалось легче всего.Этот опыт подтверждает, что бумага состоит из волокон, которые переплетены между собой. Мы нарушили волокна, и бумага рвётся легко.
Опыт № 3. А как вы думаете: что падает быстрее?Листок бумаги или монетка, гладкий лист бумаги или смятый? Возьмём в одну руку лист бумаги, а в другую монетку.Выпустим из рук их одновременно. Монета сразу быстро упала, а бумага падает медленно, крутится.Как вы думаете почему? Думаете потому, что монета тяжелее?Тогда давайте возьмём два одинаковых листа бумаги, один скомкаем, а другой оставим ровным.Мятый упал быстрее. Почему?А потому, что ровному листочку мешал падать воздух. А монетке и смятому листу мешал меньше потому, что поверхность уменьшилась, и уменьшилось сопротивление воздуха.Так придумали парашют.
Опыт №4.
И давайте проведем еще один опыт. Проверим, сколько места занимает бумага в пространстве. Для этого необходимо взять коробку из-под обуви, стопку газет, ножницы. Сначала заполняем коробку газетами. В коробку поместилось много газет. Затем достанем газеты из коробки, скомкаем и попытаемся снова положить в коробку. В коробку входит гораздо меньше газет. После этого нарезаем газету на мелкие кусочки и кладем в коробку. В коробку помещается гораздо меньше газет. Между мятыми газетными листами и кусочками газет находится воздух, а в аккуратно лежащих друг на друге газетах его нет.
Проведение этих опытов принесло мне удовольствие, я узнала много нового и полезного.
Литература:
А. Шапиро Бумага или секреты знакомых предметов, 2007г.
Энциклопедия «Вопросы и ответы. Книга для любознательных» Издательство «Махаон», 1999г.
М. Султанова «Простые опыты с бумагой».
365 научных экспериментов
Краткое содержание: Химический опыт - невидимые чернила. Опыты с лимонной кислотой и содой. Эксперименты с поверхностным натяженим на воде. Могучая скорлупа. Научи яйцо плавать. Анимация. Опыты с оптическими иллюзиями.
Ваш малыш любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой статье нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельную ракету. Подобные развлечения можно включить в программу дня рождения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Невидимые чернила
|
Лимон надувает воздушный шар
|
Лимон запускает ракету в космос
|
Разбегающиеся зубочистки
|
Могучая скорлупа
|
Научи яйцо плавать
|
"Наживка" для льда
|
Может ли "кипеть" холодная вода?
|
Соломинка-пипетка
|
Соломинка-флейта
|
Соломинка-рапира
|
Птичка в клетке
|
Как квадрат превращается в круг?
|
Сильная газета
|
Могучее дыхание
|
Рекордный вес
|
Опытно - экспериментальная деятельность в средней группе.
Тема: Опыты с бумагой.Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи исследования:
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
- Развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы.
- Учить детей делать выводы по окончании каждого опыта.
- Развивать речь и память детей.
- Воспитывать аккуратность.
- Знать правила безопасности с бумагой.
- Продолжать учить детей наблюдать.
Ход занятия:
Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о том, что находится всегда рядом с нами, но мы иногда даже не задумываемся о том, с каким трудом она появляется.
А вот, что это, отгадайте загадку:
-Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдёт, там след кладёт.
Правильно! Это бумага. Из неё делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, фотографии (показ предметов) и ещё много- много другого.
В древние времена бумаги у людей не было, но люди хотели писать, рисовать и делали они это, высекая на камнях (показ иллюстраций), это было трудно и люди стали делать глиняные дощечки, на которых царапали острыми палочками, но это было долго. И люди (показ иллюстраций) стали писать на берёзовой коре (бересте). (показ иллюстраций).
Но вот постепенно, спустя много лет, люди научились изготавливать бумагу.
-А почему из бумаги не делают одежду? Мебель? Транспорт?
Да, потому что бумага не прочная, не надёжная, тонкая.
И сейчас мы это проверим, проведём интересные исследования.
Опыт №1
Возьмём таз с водой и положим в него сначала салфетку, а потом тетрадный лист. Что заметили? (показ).
Салфетка сначала намокла, а потом и тетрадный лист. Значит бумага намокает.
Опыт №2
Попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу, и нам это удалось. (показ). Значит бумага хорошо рвётся.
Опыт №3
Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. (показ). Значит она хорошо мнётся.
Опыт №4
Теперь возьмём ватную палочку, макнём её в растительное масло и проведём по бумаге. Что увидели? (показ).
Да, мы видим на бумаге жирный след. На бумаге остаются следы масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д.
Опыт №5
А теперь я возьму комок мятой бумаги и покажу вам очень опасный опыт. Я подожгу этот комок бумаги. Что произошло? (показ).
Бумага очень быстро сгорела. Значит, она горит, и это грозит пожаром, поэтому детям спички брать нельзя.
Опыт №6
Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки?
Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». (показ).
Что услышали?
Бумага шуршит, скрипит.
Значит, она может издавать звуки.
Давайте ещё раз скажем, что мы увидели во время опытов над бумагой? (ответы детей).
Поэтому давайте не забывать, как легко её повредить и поэтому к бумаге нужно относится бережно.
Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго.
На этом наше занятие закончилось, но узнавать что-то новое о бумаге мы будем продолжать и дальше.
Фото с занятия
Елена Полякова
Опыты с бумагой для старших дошкольников
Опыты с бумагой .
Опыт №1 . «Волшебная бумага » Кукла «Почемучка» предложила детям альбомные листы бумаги белого цвета , фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами ?
Вывод : бумагу можно использовать для рисования.
Опыт № 2 . «Сминание бумаги »
Цель : подвести детей к пониманию о том, что можно сделать с бумагой , и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?.
«Почемучка» предложила детям смять бумагу . Легко это сделать? Затем предложила смять деревянный кубик. Получилось ли у Вас ребята это сделать?.
Вывод : дерево. Из которого сделан кубик – прочное, твёрдое; а бумага – не прочная . мягкая, её можно смять.
Опыт № 3 .«Сравнение бумаги »
Детям были предложены два вида бумаги : картон, простая альбомная бумага . Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу . Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод : картон толще, чем бумага .
Опыт № 4 .«Разрывание бумаги »
«Почемучка» предложила детям два вида материала : бумагу , ткань.
Нужно было разорвать бумагу . Исследование прошло удачно : бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.
Вывод : ткань прочнее чем бумага
Опыт № 5 .«Вода и бумага »
Для этого опыта мы взяли : бумажные салфетки , альбомный лист бумаги .
Положили два вида бумаги в ванночки с водой . Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во торой ванночке бумага намокла , но не рвалась.
Вывод : бумага боится воды . Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный .
Опыт № 6 .«Шуршащая или поющая бумага » .
Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки , петь?. Для этого опыта «Почемучка» предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья» . Бумага шуршала , скрипела.
Вывод : при смятии, трении – бумага издаёт звук .
Опыт № 7 . «Склеивание бумаги »
Для данного опыта нам понадобилась : цветная бумага , ножницы, клей.
Разрезав целый лист бумаги , дети убедились, что целого листа бумаги больше нет . Было предложено взять клей и склеить части.
Вывод : бумажные предметы можно склеивать.
Опыт № 8 . «Летающая бумага »
«Почемучка» принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка) . Может ли бумага летать ?. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.
Вывод : полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.
Выводы исследований :
1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
2. Бумага бывает прочной и не прочной.
3. Бумага боится воды .
4. Ткань прочнее бумаги .
5. Бамага может резаться ножницами или разрываться руками.
6. Из бумаги можно сделать игрушки.
7. При смятии бумага издаёт звук .
8. Бумага разлетается при ветре.
9. Бумагу можно склеивать .
Публикации по теме:
«Космическая викторина» для старших дошкольников Космическая викторина для старших дошкольников. Цель: -систематизировать знания дошкольников о космосе, космонавтах, планетах и т. д. ; воспитывать.
Цель:продолжение знакомства со своей малой Родиной, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного к творчеству П. П. Бажова.
Картотека физкультминуток для старших дошкольников Картотека физкультминуток для старших дошкольниковБегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.) Гулять, гулять в луга:.
Ежегодно на дорогах города нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают,.
Массленица для старших дошкольников Дети выходят на улицу. Ведущий: Здравствуйте друзья! Выходите на улицу – Весну встречать! Славный денёк отмечать. Ребята, а какой праздник.
Математический КВН для старших дошкольников Математический КВН для старших дошкольников. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Совершенствовать знания о цифрах; знание числового ряда, соседей.
Опыты и детские эксперименты старших дошкольников Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той.
Маленький ребенок - это не только вечный двигатель и прыгатель, но еще гениальный выдумщик и бесконечная почемучка. Детское любопытство хоть и доставляет родителям много забот, но само по себе очень полезно - ведь это залог развития малыша. Узнавать что-то новое полезно не только в виде уроков, но и в форме игры или опытов. Именно о них мы сегодня и поговорим. Простые физические и химические опыты не требуют особенных знаний, специальной подготовки или дорогих материалов. Их можно проводить на кухне, чтобы удивить, развлечь ребенка, открыть перед ним целый мир или просто поднять настроение. Практически любой опыт ребенок может подготовить и поставить самостоятельно в вашем присутствии. Однако, в некоторых из экспериментов, главным действующим лицом лучше сделать маму или папу.
Взрыв цвета в молоке
Что может быть удивительнее, чем превращение привычной вещи в непривычную, когда белое, знакомое каждому, молоко становится разноцветным?
Понадобится: цельное молоко (обязательно!), пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
План работы:
- Налейте молоко в тарелку.
- Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
- Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком.
- Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Объяснение опыта: Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.
Выращиваем кристаллы
Этот опыт все знают с детства - получение кристаллов из соленой воды. Можно, конечно, делать это с раствором медного купороса, но детский вариант - простая поваренная соль.
Суть эксперимента проста - в соленый раствор (18 ложек соли на пол литра воды) опускаем цветную нитку и ждем, когда на ней нарастут кристаллы. Будет очень интересно. Особенно если взять шерстяную нитку или заменить ее замысловатой щетинчатой проволокой.
Картошка становится подводной лодкой
Ваш ребенок уже научился чистить и резать картошку? Его больше не удивишь этим серо-коричневым клубнем? Конечно, удивишь! Нужно превратить картошку в подводную лодку!
Для этого нам понадобятся один клубень картофеля, литровая банка и пищевая соль. Налейте полбанки воды и опустите картофелину. Она утонет. Добавьте в банку насыщенный раствор соли. Картошка всплывет. Если вы захотите, чтобы она снова погрузилась в воду, то просто в банку добавьте воды. Ну чем не подводная лодка?
Разгадка: Картофель тонет, т.к. он тяжелее воды. По сравнению с раствором соли он легче, поэтому и всплывает на поверхность.
Батарейка из лимона
Этот опыт хорошо проводить с папой, чтобы он подробнее объяснил, откуда в лимоне электричество?
Нам понадобятся:
- Лимон, тщательно вымытый и насухо вытертый.
- Два кусочка медной изолированной проволоки примерно 0,2-0,5 мм толщиной и длиной 10 см.
- Стальную скрепку для бумаги.
- Лампочку от карманного фонарика.
Проведение опыта:
первым делом, зачищаем противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2-3 см. Вставляем в лимон скрепку, прикручиваем к ней конец одной из проволочек. Втыкаем в лимон в 1-1,5 см. от скрепки конец второй проволочки. Для этого сначала протыкаем лимон в этом месте иголкой. Возьми два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки.
Что произошло? Лампочка загорелась!
Стакан смеха
Вам нужно срочно доварить суп, а ребенок висит на ногах и тянет в детскую? Этот опыт заставит его отвлечься на несколько минут!
Нам понадобится только стакан с тонкими ровными стенками, наполненный доверху водой.
Проведение опыта:
возьмите стакан в руку и поднеси к глазам. Посмотрите сквозь него на пальцы другой руки. Что произошло?
В стакане вы увидите очень длинные и тонкие пальцы без кисти. Поверните руку пальцами вверх, и они превратятся в смешных коротышек.Отведите стакан подальше от глаз, и в стакане появится уже вся кисть, но маленькая и сбоку, как-будто вы передвинули руку.
Посмотрите с ребенком друг на друга через стакан - и не надо ходить в комнату смеха.
Вода течет вверх по салфетке
Это очень красивый опыт идеально подойдет для девочек. Нам необходимо взять салфетку, вырезать полоску, нарисовать точечками линии разных цветов. Потом опускаем салфетку в стакан с небольшим количеством воды и восхищенно наблюдаем, как поднимается вода и пунктирные линии превращаются в сплошные.
Чудо-ракета из чайного пакета
Этот элементарный фокус-опыт просто "бомба" для любого ребенка. Если вы уже замучились искать гениальные развлечения для детей, это то, что вам нужно!
Осторожно раскройте обычный чайный пакетик, поставьте его вертикально и подожгите. Пакетик догорит до конца, взлетит высоко в воздух и будет кружить над вами. Этот нехитрый эксперимент обычно вызывает бурю восторгов и у взрослых, и у детей. А причина у этого явления та же, которая заставляет взлетать искры от костра. Во время горения создается поток теплого воздуха, который выталкивает пепел вверх. Если поджигать и тушить пакетик постепенно, никакого полета не получится. Кстати, взлетать пакетик будет не всегда, если температура воздуха в помещении достаточно высока.
Живая рыбка
Еще один несложный опыт, которым можно приятно удивить не только детей, но и подруг.
Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ.
Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.
Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Лучше всего воспользоваться для этого масленкой от велосипеда или швейной машины. Если масленки нет, можно набрать машинного или растительного масла в пипетку или трубочку от коктейля: опустите трубочку одним концом в масло на 2-3 мм. Потом верхний конец прикройте пальцем и перенесите соломинку к рыбке. Держа нижний конец точно над отверстием, отпустите палец. Масло вытечет прямо в отверстие.
Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу АБ. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Ясно: она поплывет вперед!
Фокус «заговор воды»
Каждый ребенок считает, что его мама - волшебница! И чтобы продлить подольше эту сказку, нужно иногда подкреплять свою волшебную природу настоящими "волшебностями".
Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки покрасьте красной акварельной краской. Налейте воды в банку и закрутите ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивайте банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами встряхните банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и станет красной.
Башня плотности
Такой эксперимент подойдет деткам постарше, либо внимательным, усидчивым малышам.
В этом опыте предметы будут зависать в толще жидкости.
Нам понадобятся:
- высокий узкий стеклянный сосуд, например, пустая чистая пол-литровая банка из-под консервированных оливок или грибов
- 1/4 стакана (65 мл) кукурузного сиропа или меда
- пищевой краситель любого цвета
- 1/4 стакана водопроводной воды
- 1/4 стакана растительного масла
- 1/4стакана медицинского спирта
- разные мелкие предметы, например, пробка, виноградина, орех, кусочек сухой макаронины, резиновый шарик, помидорчик "черри", маленькая пластмассовая игрушка, металлический шуруп
Подготовка:
- Аккуратно налейте в сосуд мед, так, чтобы он занимал 1/4 объема.
- Растворите в воде несколько капель пищевого красителя. Налейте воду в сосуд до половины. Обратите внимание: добавляя каждую жидкость, лейте очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем.
- Медленно влейте в сосуд такое же количество растительного масла.
- Долейте сосуд доверху спиртом.
Начинаем научное волшебство:
- Объявите зрителям, что сейчас заставишь разные предметы плавать. Вам могут сказать, что это легко. Тогда объясните им, что сделаете так, чтобы разные предметы плавали в жидкостях на разном уровне.
- По одному аккуратно опустите в сосуд мелкие предметы.
- Пусть зрители сами увидят, что получилось.
Результат: разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые "зависнут" прямо посередине сосуда.
Объяснение: этот трюк основан на способности различных веществ тонуть или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.
Спирт остается на поверхности растительного масла, потому что плотность спирта меньше плотности масла. Растительное масло остается на поверхности воды, потому что плотность масла меньше плотности воды. В свою очередь, вода - вещество менее плотное, чем мед или кукурузный сироп, поэтому остается на поверхности этих жидкостей. Когда вы опускаете предметы в сосуд, они плавают или тонут в зависимости от своей плотности и плотности слоев жидкости. У шурупа плотность выше, чем у любой из жидкостей в сосуде, поэтому он упадет на самое дно. Плотность макаронины выше, чем плотность спирта, растительного масла и воды, но ниже, чем плотность меда, поэтому она будет плавать на поверхности медового слоя. У резинового шарика самая маленькая плотность, ниже, чем у любой из жидкости, поэтому он будет плавать на поверхности самого верхнего, спиртового, слоя.
Подводная лодка из винограда
Еще один трюк для любителей морских приключений!
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Цветы лотоса
Еще один эксперимент из серии "для девочек".
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Куда делись чернила?
В копилку маме-волшебнице можно положить следующий фокус.
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
"Стой, руки вверх!"
А этот опыт снова для мальчишек - взрывных и шаловливых непосед!
Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).
Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх.
Секретное письмо
Каждый из нас мечтал хотя бы раз в жизни превратиться в детектива или секретного агента. Это ведь так увлекательно - разгадывать загадки, искать следы и видеть невидимое.
Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.
Разбегающиеся зубочистки
Если на кухне нечем заняться, а из доступных игрушек только зубочистки, то и их мы легко пустим в дело!
Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.
Исчезающая монетка
А этому фокусу можно научить любого ребенка старше 5 лет, пусть он показывает его своим друзьям!
Реквизит:
- стеклянная банка с крышкой емкостью 1 литр
- водопроводная вода
- монетка
- помощник
Подготовка:
- Налейте в банку воды и закрой крышку.
- Дайте своему помощнику монетку, чтобы он мог убедиться в том, что это действительно самая обычная монета и в ней нет никакого подвоха.
- Пусть он положит монету на стол. Спросите у него: "Ты видишь монету?" (Конечно, он ответит "да".)
- Поставьте на монетку банку с водой.
- Скажите волшебные слова, например: "Вот волшебная монета, вот была, а вот и нету".
- Пусть ваш помощник посмотрит сквозь воду сбоку банки и скажет, видит ли он монетку теперь? Что он ответит?
Советы ученому волшебнику:
Можно сделать этот трюк еще более эффектным. После того, как ваш помощник не сможет увидеть монетку, вы можете заставить ее появиться вновь. Скажите другие волшебные слова, например: "Как монетка провалилась, так она и появилась". Теперь уберите банку, и монета снова окажется на месте.
Результат: когда вы ставите на монетку банку с водой, кажется, что монетка исчезла. Ваш помощник ее не увидит.
Вконтакте