А.Шенберг:Струнный Секстет "Просветлённая ночь". Арнольд Шёнберг Другие книги схожей тематики

«Verklärte Nacht» («Просветлённая ночь»), op. 4 (1899) Арнольда Шёнберга в исполнении народного артиста России дирижёра Вольфа Горелика и оркестра ГАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. Концерт состоялся 26.07.2011.

Тангейзер:Послушайте этот замечательный Секстет,написанный композитором ещё до изобретения им знаменитой додекафонной системы.Т.е во вполне "классическом" формате.Ниже я привожу текст из http://intoclassics.net,который поможет лучше понять произведение выдающегося австрийского и американского композитора, педагога, музыковеда, дирижёра.

Секстет «Просветленная ночь», написанный в 1899 году по поэме Рихарда Демеля «Женщина и мир», явно продолжает линию позднего романтизма. В литературном первоисточнике Секстета содержатся типичные сюжеты романтической эпохи: женщина и мужчина; лунная ночь; восторг перед красотой природы.

Интересна композиция Секстета. Формально композитор пишет сонатное Allegro. Но при этом детально следует за содержанием текста, допуская порой весьма значительные отступления от схемы. Такая же внутренняя схематичность проявится позже у Шенберга и в его додекафонных композициях. Рихард Демель писал Шёнбергу, что, слушая «Просветленную ночь» в концерте, он пытался следить за мотивами своего текста, но вскоре забыл об этом, будучи очарованным музыкой.
Истоки музыки Шёнберга - в позднеромантическом искусстве Р.Вагнера, А.Брукнера, Р.Штрауса и Г.Малера. Подобные влияния столь очевидны, что критики часто не обращают внимания на три других важных качества стиля Шёнберга, которые противоположны романтической традиции. Во-первых, поздние романтики развивали свои музыкальные мысли в плотной, насыщенной гармонической ткани, в то время как Шёнберг, за исключением нескольких ранних сочинений (например, Песен Гурре, Gurrelieder, для солистов, трех хоров и оркестра, 1910-1911), предпочитал лаконичное изложение идеи, без излишних ее повторений, и ясную, насквозь прослушивающуюся фактуру. Во-вторых, Шёнберг обладал позитивным складом мышления, и потому даже наиболее романтические его сочинения (такие, как ранний секстет Просветленная ночь, Verklarte Nacht, ор. 4) отличаются логичностью развития и структурной четкостью. В-третьих, для полифонической техники Шёнберга характерны уверенность и виртуозность, сближающие его не с упомянутыми выше романтиками, а скорее с И.Брамсом.

На концертах, где исполняется музыка Арнольда Шёнберга и композиторов новой венской школы , собирается весьма примечательная публика. Это, как правило, довольно серьёзные люди, большей частью бородатые и в очках, со стойкой печатью какой-то глубокой думы на челе. Они стараются вести себя любезно, но не очень внимательны к своим спутницам или спутникам или, скорее, слегка рассеяны. Так могут выглядеть учёные. И это правда! Шёнберга действительно любят учёные, в особенности математики. А вот ещё наблюдение. Музыканты, которые играют Шёнберга, выглядят точно так же, как и их публика. Напрашивается вывод: чтобы играть Шёнберга и разбираться в его творчестве, необходимо иметь бороду, очки и математический склад ума...
Между математикой и музыкальным искусством, тем не менее, есть какая-то незыблемая связь, наверное, ещё со времён Пифагора . Готфрид Лейбниц выразил подобную мысль с характерной для него глубиной, при этом на удивление лаконично (для немецкого учёного): "Математика - это поэзия гармонии, вычислившая себя, но не умеющая высказываться в образах Души".
В своих ранних сочинениях, к числу которых относится и последний ноктюрн XIX века "Просветлённая ночь" (1899), Шёнберг придерживается традиций европейского неоромантизма. Детальная проработка коротких музыкальных характеров, мотивов, вызывает ассоциации с техникой Рихарда Вагнера; глубокая, но сдерживаемая экспрессия выдаёт в Шёнберге поклонника Густава Малера; мастерски выписанные "голоса", находящиеся в непрестанном, устремлённом к единой цели движении, характеризуют композитора как знатока полифонии и большого почитателя искусства И. С. Баха.
Эту музыку Шёнберга ещё не называли "высчитанной". Специфическую систему сочинения атональной музыки, получившую название додекафония , композитор разработал только через 20 лет. Так была создана новая венская школа, к которой примкнули Антон Веберн и Альбан Берг . Впрочем, ещё через двадцать лет Шёнберг от своей системы полностью отказался. Ради так называемых "Образов Души ". "Бывает, - подметил Жан Кокто, - что какой-либо человек, по собственной воле став основателем целой школы, вдруг в один прекрасный день отрекается от неё; впрочем, самой школе это не приносит никакого вреда".
Формальные поиски Шёнберга и композиторов новой венской школы привнесли в арсенал музыкальной культуры столь мощное разработочное средство, как додекафония , или серийная техника , и оказали немалое влияние на европейскую музыку первой половины XX века, отозвавшись в сочинениях Дариуса Мийо, Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича, Кшиштофа Пендерецкого, Альфреда Шнитке и многих других авторов.

Этюды о прекрасном

Кандинский и ШЁнберг в Еврейском музее
Все созданное человеком здравомыслящим затмится творениями исcтупленных.
Платон
Вечная музыка... Если вас, дорогие читатели, так же как и меня, покорили, захватили, заполонили вашу душу особенные, страстные, могучие в своем воздействии на слушателя симфонические шедевры Арнольда Шёнберга, значит, вы приобщились к той музыке, которая зовется вечной.
Эта летняя ночь, дочь ночей,
переслушанных мною,
Перемученных, перезабытых
любовных ночей,
Где я сплю – в настоящем?
Или плыву над собою?

Поэтические строки Давида Шраер-Петрова плыли надо мной вместе с шёнберговской «Просветленной ночью», романтическим (его даже называли гиперромантическим) струнным секстетом, который услышала я уже здесь в Нью-Йорке в одном из огромных залов Линкольн-центра. Этот секстет, как и большинство произведений Шёнберга, отличают невероятное эмоциональное напряжение, бьющая ключом экспрессия, вызывающая ответный нервный выброс, будто заверяя нас: любовь, преданность, человечность все равно победят зло. Музыкальные образы композитора столь мощны, что кажется, мы видим, как у его возлюбленных просветленной ночью появляются крылья и они взлетают и мчатся среди звезд.
«Великий австриец», как называют Шёнберга в родной его стране, был первооткрывателем атональной музыки, одним из тех, кто стоял в авангарде обновленной музыкальной культуры XX века, т. е. музыки современной. Наверно, именно это – непреклонение перед канонами, абсолютная революционность симфонического, а значит, художественного мышления, подлинная интеллигентность в сплаве с высочайшей порядочностью – и стало фундаментом, на котором выстроено было дивной архитектуры здание, нет, скорее храм многолетней крепчайшей творческой и человеческой дружбы Шёнберга с великим русским художником, зачинателем экспрессивного абстракционизма Василием Кандинским.
Есть старая-престарая русская поговорка: «Бог знает, кого парует» – и в любви, и в дружбе тоже. Наверняка именно высшая сила привела Кандинского 2 января 1911 г. в мюнхенский концертный зал, где он впервые услышал музыку Шёнберга и осознал, что она непостижимым образом созвучна его живописи так, будто звуки, материализовавшись, обрели красочность и легли на полотно, или, наоборот, живописные образы, рожденные мучительными раздумьями художника, вознеслись к небу призывными звуками музыки вдохновенного композитора.
Так состоялось их знакомство, давшее толчок («наверно, подземный», определил сам Кандинский) теснейшей дружбе и интереснейшему интеллектуальному диалогу – многолетней переписке двух великих людей. Таких разных – музыкант и живописец, россиянин и австриец, православный и иудей, и таких похожих – смелых, дерзновенных экспериментаторов, презревших людское мнение и молву, равнодушных к сиюминутному успеху и деньгам, бесстрашных и стойких в своих убеждениях. Настоящих мужчин – и в творчестве, и в жизни обоих мужское начало было главенствующим. Они творили в параллельных мирах: Шёнберг взорвал тональную музыку и бежал от традиционной гармонии, Кандинский отринул и живописную перспективу, и традиционную подачу и форму изображения. Они, композитор и художник, не только глубочайше понимали друг друга, но и поддерживали, одобряли, а зачастую и дополняли, даже инициировали революционные прорывы в изменчивом, постоянно обновляющемся творчестве каждого.
Поэтому ничего удивительного, что искусствоведы нью-йоркского Еврейского музея (того, что на углу 5-й авеню и 92-й улицы) соединили в одной экспозиции пересекающиеся судьбы и творения двух этих великих людей.
Если Шёнберг «упал в любовь» к музыке еще в детстве, стал играть, сочинять и проявил талант симфониста очень рано так же, как невероятно рано «проглотил дирижерскую палочку» (так шутливо говорят о даровитых дирижерах), то Кандинский, подобно Ван Гогу и Гогену, к профессиональной живописи пришел в зрелом возрасте, после тридцати, и его искушение модернизмом не было юным стремлением испытать себя, взломать все сущее, но осознанным поворотом к новым художественным свершениям – к созданию абстрактного искусства, существование которого он обосновал не только своей живописной практикой, но и теоретически.
Кстати, что такое авангардизм? В изобразительном и прикладном искусстве, музыке, театре, архитектуре? «Такое исторически конкретное явление в развитии культуры, - определяют энциклопедии, - характерной особенностью которого является открытие новых средств, способов и форм художественного мышления». Более четко не скажешь. И, конечно, самым важным, заглавным, стала здесь творческая индивидуальность, способность мастера через свой метод, свою художественную манеру и стиль выразить духовные ценности, духовную атмосферу современной ему эпохи. Говоря о духовности, Кандинский подчеркивал, что «она связана с выражением внутреннего мира человека, который наиболее адекватно раскрывается в беспредметных формах, так как предметность является бездуховным вульгарным материализмом», а эра нового искусства означает его движение к «анатуральному, абстрактному и внутренней природе».
Собственно, точкой отсчета абстрактного искусства и стали первые «неизобразительные» акварели Кандинского, которые видим мы на выставке. Тогда, во втором десятилетии XX века, зазвучали в живописи художника апокалиптические мотивы, предощущение конца света. Не было ли это гениальным провидением грядущих катастроф – кровавых войн, революций, фашизма, гулаговской эры, гибели миллионов. Сколь красноречивы, как взывают к нашим чувствам, какую мобилизуют волю шедевры Кандинского «Акварель с красным пятном», литография «Апельсин», знаменитая «Композиция II» с ее фаллическими символами и предсказанием открытым текстом: «Бойтесь бед и смерти! Они грядут!» И величайшие по накалу трагизма его произведения – композиции VI и VII. Их линии движутся по поверхности холста плавными изгибами, взаимодействуя, они сталкиваются друг с другом, изменяют свое направление, ломаются или пересекаются, образуют те или иные комбинации. Пятна и линии действуют, как живые существа, что усиливает и раскрывает внутреннюю суть и выразительность события, приобретая характер всеобщности, и трагедия эта содержит в себе не только элементы очищения, но и гармоничное развитие, казалось бы, неразрешимых противоречий. Вот что такое гений Василия Кандинского, который сумел сотворить такую новую в абсолюте реальность, в которой ощутим весь многосложный, исполненный великих потрясений духовный мир современника, и хор красок в его цветомузыке, хор, состоящий из множества голосов, звучит мощно и взволнованно.
А ведь Шёнберг тоже писал именно многокрасочную цветомузыку, только оружием Кандинского были линия и цвет, а Шёнберга – звук. И идейная направленность тоже едина: зло грядёт, но победит добро. Интересно, что и в фашистской Германии, и в Советском Союзе картины Кандинского, как и произведения Шёнберга, отнесены были к дегенеративному искусству, были оболганы и запрещены, не выставлялись, не исполнялись. Соответственно мы их практически не знали, так что всё, что увидим и услышим мы в Еврейском музее, будет для нас внове, а уж особенно живопись Шёнберга.
Для меня было подлинным открытием то, что великий композитор Арнольд Шёнберг был ещё и очень интересным самобытным художником. Воистину мир души человеческой неисчерпаем.
У замечательного поэта Виктора Урина есть такие строки:

Кипят непредсказуемые скорости:
расстояния от сплава до распада,
расстояния от «надо» до
«не надо»,
расстояния от губ до губ,
расстояния от вер до безверий.
И выигрыш томит нас потерей,
коль притворяясь ширью
улыбчивой –
мрачнеем мы вглубь.
Чтобы мрачнеть вглубь у обоих друзей было немало причин: две мировые смертоубийственные войны, а в годы между ними тоже несущие смерть и ужас – революции, голод, холод, бег к зияющим вершинам в России, нацизм в Германии, аншлюс в Австрии. Обоим родные их страны пришлось покинуть: Кандинскому – Россию (в 1921-м уже навсегда), Шёнбергу – бежать в США. Оба всё это пережили тяжко. Да и в личной жизни лада не было, хотя опять же оба по природе своей были однолюбами, да вот судьба распорядилась иначе. Поздний брак Кандинского был истинным несчастьем, замешанным на вздорности, жадности, глупости и неверности жены, которую он любил мучительно и сильно, хотя цену ей знал. А Шёнберг свою Матильду любил и вовсе безумно даже тогда, когда ушла она от него к художнику Рихарду Герцлю, бросив двоих детей. Потом, как ни в чём не бывало, вернулась. И он принял, был только огорчён самоубийством Герцля. Господи, какие страсти бушевали, какие женщины – Матильда Шёнберг, Альма Малер, напропалую изменявшая своему мужу Густаву, ещё одному великому австрийскому композитору и дирижёру, и своему любовнику великому художнику Оскару Кокошке тоже. Так что титул «великий» от нелюбви и предательства не спасает.
Когда Матильда умерла (ей не было и сорока), Шёнберг написал знаменитое свое симфоническое «Ожидание», а Кандинский откликнулся колористическим крещендо. Нет, композитор не скорбел до конца своих дней, через некоторое время женился вторично. К тому же в жизнь его вторглась бисексуальность: Альбан Берг, а потом и другие юные музыканты заполняли его жизнь и возникали на его полотнах. Но самое интересное, на мой взгляд, в живописи Шёнберга – серия его автопортретов. Как календарь его жизни. Кто может полнее, глубже и беспощаднее рассказать о себе, чем сам художник, а у Шёнберга были два пути, две возможности: его музыка и его картины. «Ожидание» он повторил на полотне. А самым значительным и самым трагическим его автопортретом был и остался тот портрет в полный рост, где идет он по бесконечной унылой дороге, и мы, видя лишь сутулую спину, понимаем: это путь в никуда. Пластика поразительная.
И еще одно полотно, о котором нельзя не сказать: «Красный взгляд». Кошмар. Портрет фашизма, который пришел два десятилетия спустя. Прорицание гения?
Издание альманаха «Голубой всадник» было идеей Кандинского. В этом журнале он и его соратники воплощали весь спектр бушевавших в их мозгу и сердцах эмоций, желаний, видения мира и человека. Там были литературные и нотные тексты, рисунки, литографии, политические статьи. Альманах дал свое имя и художественному объединению авангардистов и последователей новорожденного экспрессионизма. Его участниками были Марк Кандинский, Клее, Макке... Причастен был и Шёнберг. Значение объединения в становлении искусства XX века трудно переоценить. На выставке, которая так и называется: «Кандинский, Шёнберг и «Голубой всадник», демонстрируются работы художников «Всадника» (их было 14): Франца Марка (знаменитая его «Желтая корова»), Габриэль Мюнтер, Робера Делано, Альберта Блоха, Анри Руссо, Давида Бурлюка... Как видите, интернационал, опубликовавший в альманахе один из самых громких модернистских манифестов.
Конечно же, обвинение Кандинского, чьи слова переврала Альма Малер, в антисемитизме было клеветой, которую гневно опроверг Шёнберг, да и сам Кандинский был оскорблен до глубины души. «Это невозможно!» - заявил он.
К сожалению, дружба двух великих не выдержала испытания старостью. В 1936 г. Кандинский написал Шёнбергу последнее письмо.
«Духовность от самых корней». Так сказал Оскар Кокошка о творчестве каждого из них. Мы в этом убеждаемся, знакомясь с их произведениями.
Добраться до Еврейского музея можно поездами метро 4, 5, 6 до остановки “86 Street”. По четвергам после 5 вход свободный.
Кстати, там же увидите вы потрясающие, вдохновленные Шёнбергом телеинсталляции Дары Бирнбаум «Ожидание». 7 декабря в Элис Тюлли Холле Линкольн-центра в 5 часов можно посетить концерт, в котором прозвучит «Просветленная ночь» Шёнберга, а 16 декабря в 8:00, 20 декабря в 1:30 и 23 декабря в 7:30 в «Метрополитен-опера» будет дана единственная опера Арнольда Шёнберга «Моисей и Аарон».

Репринтное нотное издание Schoenberg, Arnold "Verkl?rte Nacht, Op. 4" . Жанры: Pieces; For 2 violins, 2 violas, 2 cellos; Scores featuring the violin; Scores featuring the viola; Scores featuring the cello; Scores featuring string ensemble; For 6 players. Мы создали специально для Вас, используя собственные запатентованные технологии производства репринтных книг и печати по требованию. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1899 года.

Издательство: "Музбука" (1899)

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шёнберг (значения). Арнольд Шёнберг Arnold Schoenberg … Википедия

    А. Шёнберг. Лос Анджелес, 1948 Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (нем. Arnold Franz Walter Schoenberg, изначально Schönberg; 1874 1951) австрийский, затем американский композитор, дирижёр, музыковед и художник живописец, представитель музыкального… … Википедия

    А. Шёнберг. Лос Анджелес, 1948 Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (нем. Arnold Franz Walter Schoenberg, изначально Schönberg; 1874 1951) австрийский, затем американский композитор, дирижёр, музыковед и художник живописец, представитель музыкального… … Википедия

    А. Шёнберг. Лос Анджелес, 1948 Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (нем. Arnold Franz Walter Schoenberg, изначально Schönberg; 1874 1951) австрийский, затем американский композитор, дирижёр, музыковед и художник живописец, представитель музыкального… … Википедия